![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
Издательская фирма «Восточная литература» |
|||||
КАРТОЧКА |
|||||
![]() |
|
Годелье М. |
|||
Переплёт: мягкий |
|||||
В книге известного французского антрополога и философа М. Годелье исследуются культуры традиционных обществ Океании, в первую очередь племени баруйя, живущего в гористой местности Новой Гвинеи, где автор вел наблюдения с 1967 по 1988 г. Среди ключевых проблем, которые освещает ученый (соотношение между воображаемым и символическим, доминантность во взаимоотношениях полов, особенности обмена в традиционном обществе и т.д.), его особое внимание привлекает различие между вещами, которые можно дарить и продавать, и неотчуждаемыми объектами (священными предметами), т.е. загадка дара.
|
|||||
Оглавление |
|||||
О вещах, которые дарят, о вещах, которые продают, и о вещах, которые нельзя ни дарить, ни продавать, а надо хранить I. НАСЛЕДИЕ МОССАСвет и тень великого трудаПростая причина славы: мощное и всеобъемлющее представление о даре как взаимосвязи трех обязанностейДарение, двойное отношениеЗагадка дара и ее решение МоссомМистифицированный туземцами Мосс: критика Леви-СтросаВозвращение к критике Мосса Леви-СтросомРешение загадки согласно Леви-Стросу: «плавающие означающие»Появление речи («большой взрыв») и символическое происхождение обществаПостулат Леви-Строса: примат символического над воображаемымУпущение четвертой обязанности: дары людей богам и людям, которые представляют боговЗабытый МоссО вещах, которые можно дарить, и о вещах, которые надо хранить (Аннет Вейнер и парадокс дара)О двойной основе обществаКритика Мосса, дополняющая его теорию и использующая другие подходыКраткий анализ примера даров и встречных даров неагонистического типаТолько подарили — тотчас же вернули (существуют ли абсурдные дары?)Действительно ли хау вещи является ключом к тайне? (или как Мосс прочел речи мудреца Тамати Ранаипири из племени нгати-раукава, рассказанные этнологом Элдсоном Бестом в 1909 г.)Потлач — дар, который впечатлил МоссаКула (меланезийский пример потлача по Моссу)МокаВещи не перемещаются ни просто так, ни сами по себеII. ОБЪЕКТЫ–ЗАМЕНИТЕЛИ ЛЮДЕЙ И БОГОВСвященные объекты, ценные объекты и объекты-деньги в новогвинейском племени баруйяО вещах, которые хранят баруйяСвященные объекты как дары Солнца, Луны или духов мифическим предкам баруйяЯвляются ли священные объекты символами?Что скрывается внутри священного объектаКража флейт мужчинамиО возвышенномО вещах, которые баруйя производят, чтобы дарить или обмениватьОжерелья из раковин и «ценные» объекты у баруйяО дружеских дарахПеречень вещей, которые баруйя хранят, дарят и обмениваютГипотезы о возникновении и развитии обществ потлачаКаково место обществ потлача в истории?Что такое ценный объект?О превращении объекта торговли в объект дара или священный объектIII. СВЯЩЕННОЕЧто такое священное?О священных объектах как присутствии/отсутствии человека и обществаО вытесненных вещах, которые делают возможным социальное существование человекаО неравных дарах, которые с самого начала делают друг другу боги, духи и людиО критической функции общественных наукIV. РАСКОЛДОВАННЫЙ ДАРО точках опоры, необходимых для фиксирования во времени идентичности обществ и индивидовО том, что вне рынка в рыночном обществеВозвращение дара и смещение загадкиБиблиографияУказательКомментарии (А.А. Белик)А.А. Белик. М. Годелье и его книга «Загадка дара» |
|||||