Издательская фирма «Восточная литература»

 

HomePage

       
 

КАРТОЧКА
КНИГИ

000

 

Годелье М.
Загадка дара

Переплёт: мягкий
Формат: 60x90/16
Объём: 295 стр.
ISBN: 978-5-02-018551-7
Дата выхода: 2007 г.
Тираж: 1500 экз.
Серия:

 

В книге известного французского антрополога и философа М. Годелье исследуются культуры традиционных обществ Океании, в первую очередь племени баруйя, живущего в гористой местности Новой Гвинеи, где автор вел наблюдения с 1967 по 1988 г. Среди ключевых проблем, которые освещает ученый (соотношение между воображаемым и символическим, доминантность во взаимоотношениях полов, особенности обмена в традиционном обществе и т.д.), его особое внимание привлекает различие между вещами, которые можно дарить и продавать, и неотчуждаемыми объектами (священными предметами), т.е. загадка дара.

 

Оглавление

   

О вещах, которые дарят, о вещах, которые продают, и о вещах, которые нельзя ни дарить, ни продавать, а надо хранить 

I. НАСЛЕДИЕ МОССА

Свет и тень великого труда

Простая причина славы: мощное и всеобъемлющее представление о даре как взаимосвязи трех обязанностей
Дарение, двойное отношение
Загадка дара и ее решение Моссом
Мистифицированный туземцами Мосс: критика Леви-Строса
Возвращение к критике Мосса Леви-Стросом
Решение загадки согласно Леви-Стросу: «плавающие означающие»
Появление речи («большой взрыв») и символическое происхождение общества
Постулат Леви-Строса: примат символического над воображаемым
Упущение четвертой обязанности: дары людей богам и людям, которые представляют богов  
Забытый Мосс
О вещах, которые можно дарить, и о вещах, которые надо хранить (Аннет Вейнер и парадокс дара)
О двойной основе общества
Критика Мосса, дополняющая его теорию и использующая другие подходы
Краткий анализ примера даров и встречных даров неагонистического типа
Только подарили — тотчас же вернули (существуют ли абсурдные дары?)
Действительно ли хау вещи является ключом к тайне? (или как Мосс прочел речи мудреца Тамати Ранаипири из племени нгати-раукава, рассказанные этнологом Элдсоном Бестом в 1909 г.)
Потлач — дар, который впечатлил Мосса
Кула (меланезийский пример потлача по Моссу)
Мока
Вещи не перемещаются ни просто так, ни сами по себе

II. ОБЪЕКТЫ–ЗАМЕНИТЕЛИ ЛЮДЕЙ И БОГОВ

Священные объекты, ценные объекты и объекты-деньги в новогвинейском племени баруйя

О вещах, которые хранят баруйя
Священные объекты как дары Солнца, Луны или духов мифическим предкам баруйя
Являются ли священные объекты символами?
Что скрывается внутри священного объекта
Кража флейт мужчинами
О возвышенном
О вещах, которые баруйя производят, чтобы дарить или обменивать
Ожерелья из раковин и «ценные» объекты у баруйя
О дружеских дарах
Перечень вещей, которые баруйя хранят, дарят и обменивают

Гипотезы о возникновении и развитии обществ потлача

Каково место обществ потлача в истории?
Что такое ценный объект?
О превращении объекта торговли в объект дара или священный объект

III. СВЯЩЕННОЕ

Что такое священное?

О священных объектах как присутствии/отсутствии человека и общества
О вытесненных вещах, которые делают возможным социальное существование человека
О неравных дарах, которые с самого начала делают друг другу боги, духи и люди
О критической функции общественных наук

IV. РАСКОЛДОВАННЫЙ ДАР

О точках опоры, необходимых для фиксирования во времени идентичности обществ и индивидов
О том, что вне рынка в рыночном обществе
Возвращение дара и смещение загадки

Библиография

Указатель

Комментарии (А.А. Белик)

А.А. Белик. М. Годелье и его книга «Загадка дара»

 
   
  Copyright © 2004 Издательская фирма "Восточная литература". Все права защищены.