Издательская фирма «Восточная литература» |
|||||
КАРТОЧКА |
|||||
|
Вертоградова В.В. |
||||
Переплёт: мягкий | |||||
Работа представляет исследование и первый перевод на русский язык с санскрита самого раннего из дошедших до нас индийских трактатов (нач. – сер. I тыс.) по теории и технологии живописи. Трактат содержит как технические рецепты приготовления грунтов, красок и пр., так и первые в данной области теоретические построения по эстетике и теории искусства (учение о пропорциях, учение о цвете, учение о планиметрических постро- ениях, учение об индийском «мимесисе»). Поскольку культурологическое исследование «Читрасутры» и осмысление ее как источника по теории искусства невозможно без предварительного филологического изучения, рассмотрение ЧС в данной работе проведено на основе исследования текста, а именно на воссоздании его генеративных моделей с учетом различных факторов интертекстуальности. Применение подобной методологии дает воз- можность исследовать механизмы порождения текста, вскрывающие одновременно и механизмы культуры. Это позволило автору не только описать уникальный случай построения теоретического трактата об искусстве живописи, но и показать существенные моменты формирования древнеиндийского науковедения. | |||||
Оглавление |
|||||
Введение. «Читрасутра» – трактат по теории и технологии живописи 7
ГЛАВА I. «Читрасутра»: актуальный текст, «виртуальный текст», метатекст 151. Текст, пролог, колофон 15 ГЛАВА II. «Читрасутра»: от учения о дискурсе и тексте – к построению общей теории живописи 251. Учение о восьми базовых составляющих ( guṇa) 25(1) Иконометрия (pramāṇa): к «портрету» махапуруши 26 (2–4) Планиметрические модели ( sthāna) и феномен «убывания и возрастания» (k ṣaya-v רֵddhi) 38 (5) Установление живописного пространства ( bhūlamba) 49 (6) Индийский «мимесис» (s ād רֵśya) 51 (7–8) Свойства-установки: «сладостность» ( madhuratva) и «отчетливость» ( vibhaktata) 54 2. Учение о четырех средствах выразительности (bhūṣaṇa) 57 (1) Контур (rekhā), творящий форму 57 (2) Цвет ( varṇa) 58 Древнеиндийские цветовые построения и их современная интерпретация 58 Древнеиндийские цветовые коды 59 Учение об основных цветах 62 Концепция chavi 63 Древнеиндийская и древнегреческая теории цвета 69 (3) Моделировка ( vartanā) 72 (4) Орнаментация (bhūṣaṇa) 76 3. Построение общей теории живописи ( citra-vidhā) 76 ГЛАВА III. «Читрасутра»: теория живописной эмоции ( citra- rasa) 811. Учение о «расовых взглядах» ( rasa-d רֵṣṭi) 812. «Расовая прагматика» живописи 83 3. «Раса покоя» ( śānta- rasa): восемь или девять рас? 84 4. «Живописная раса» ( citra- rasa) и цвет 85 ГЛАВА IV. «Читрасутра»: живописный процесс и мастера 871. «Живописное сознание-замысел» ( citra-saṃjñā) и медитация в живописном процессе 872. Техника визуализации 89 ГЛАВА V. «Читрасутра»: технологические характеристики живописи 911. Стенопись (bhittika): грунты ( bhūmi) и связующие (drāvaṇa) 92 |
|||||